Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы будем говорить о самых частотных.
Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.
Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. → Чьё э́то молоко́? → Э́то молоко́ Михаи́лА.
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. → Чьи э́то роди́тели? → Э́то роди́тели Мари́нЫ.
Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.
У кого́ есть молоко́? → У Михаи́лА есть молоко́.
У кого́ есть роди́тели? → У Мари́нЫ есть роди́тели.
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2).
Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА.
У неё нет му́жА.
ЖенЫ́ нет до́ма.
Варианты употребления в прошедшем и будущем времени можно посмотреть здесь.
Э́тот го́род нахо́дится на се́вере Росси́И.
- 5 - 20... + Родительный падеж множественное число (!!!)
Да, это трудно понять, но в русском языке с числами используются разные падежи и их формы. Так, если число 1, 21, 31 и так далее мы можем употреблять существительные Именительного падежа - оди́н го́род, одна́ страна́, одно́ о́бщество.
Если в числе есть слова 2, 3 и 4, то мы употребляем существительные Родительного падежа в единственном числе - два го́родА, три́дцать три президе́нтА, пятьдеся́т четы́ре маши́нЫ.
А если в числе есть слова от 5 до 20 и все остальные, ты мы употребляем существительные Родительного падежа во множественном числе - пятна́дцать стран, со́рок друзе́й, сто биле́тОВ.
Также и со словами "сколько", "столько", "много", "мало", "несколько" употребляются существительные Родительного падежа во множественном числе:
В аудито́рии мно́го людЕ́Й.
У меня́ есть не́сколько вопро́сОВ.
Семья́ уе́хала с о́стровА.
Я уе́хал из дере́внИ от ба́бушкИ.
Обратите внимание, что при ответе на вопрос ОТ КОГО? всегда употребляется предлог "от".
Но с вопросом ОТКУДА? есть два варианта предлога "из" и "с/со". Всё достаточно просто! Если вы помните употребление предлогов "в" и "на" при обозначении местонахождения, то вам легко будет запомнить закономерность:
предлог "в" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "из",
а предлог "на" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "с/со".
Где́ мы с тобо́й встре́тимся? → Дава́й встре́тимся недалеко́ от остано́вкИ.
Где́ ты был вчера́? → Вчера́ я был у до́кторА.
Мы прое́хали от Москвы́ до Санкт-Петербу́ргА за 4 ча́са.
Я прошёл ми́мо магази́нА.
Он купи́л э́ту кни́гу для сестрЫ́.
Мы опозда́ли на уро́к и́з-за авто́бусА.
Он наде́л всё, кро́ме ша́пкИ.
Андре́й ста́рше Ива́нА, но мла́дше А́ннЫ.
В конце предлагаем ещё раз вспомнить окончания существительных Родительного падежа (2)
- в единственном числе
- во множественном числе
Вывод: Родительный падеж (2) один из самых популярных в русском языке. Поэтому так много вариантов употребления.
Теперь задания:
1. Небольшой тест (Проверь себя!)
2. Сколько стоят эти продукты?
йогурт - 35 руб.
килограмм сыра - 840 руб.
килограмм колбасы - 1356 руб.
килограмм яблок - 40 руб.
килограмм винограда - 65 руб.
бутылка пива - 78 руб.
пакет чипсов - 48 руб.
шоколад "Алёнка" - 50 руб.
3. Выполните задания по модели:
Модель: Это стол для компьютера.
книга - чтение, сахар - кофе, пирог - мама
Модель: Пожалуйста, кофе без сахара.
котле́ты – соус, чай – лимон, бифштекс – салат, сосиски – кетчуп
Модель: У вас есть бумага для факса.
Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
- вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.
Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. → Чьё э́то молоко́? → Э́то молоко́ Михаи́лА.
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. → Чьи э́то роди́тели? → Э́то роди́тели Мари́нЫ.
Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
- вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..."
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.
У кого́ есть молоко́? → У Михаи́лА есть молоко́.
У кого́ есть роди́тели? → У Мари́нЫ есть роди́тели.
- вопросы НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО? - при отрицании наличия какого-либо объекта
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2).
Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА.
У неё нет му́жА.
ЖенЫ́ нет до́ма.
Варианты употребления в прошедшем и будущем времени можно посмотреть здесь.
- вопросы ЧЕГО? (какой? какая? какое? какие?) - когда предмет определяется с помощью другого предмета, к которому от относится или частью которого является
Э́тот го́род нахо́дится на се́вере Росси́И.
- после чисел и специальных слов!
- 5 - 20... + Родительный падеж множественное число (!!!)
Да, это трудно понять, но в русском языке с числами используются разные падежи и их формы. Так, если число 1, 21, 31 и так далее мы можем употреблять существительные Именительного падежа - оди́н го́род, одна́ страна́, одно́ о́бщество.
Если в числе есть слова 2, 3 и 4, то мы употребляем существительные Родительного падежа в единственном числе - два го́родА, три́дцать три президе́нтА, пятьдеся́т четы́ре маши́нЫ.
А если в числе есть слова от 5 до 20 и все остальные, ты мы употребляем существительные Родительного падежа во множественном числе - пятна́дцать стран, со́рок друзе́й, сто биле́тОВ.
Также и со словами "сколько", "столько", "много", "мало", "несколько" употребляются существительные Родительного падежа во множественном числе:
В аудито́рии мно́го людЕ́Й.
У меня́ есть не́сколько вопро́сОВ.
- вопросы ОТКУДА? и ОТ КОГО? - для обозначения движения от объекта.
Семья́ уе́хала с о́стровА.
Я уе́хал из дере́внИ от ба́бушкИ.
Обратите внимание, что при ответе на вопрос ОТ КОГО? всегда употребляется предлог "от".
Но с вопросом ОТКУДА? есть два варианта предлога "из" и "с/со". Всё достаточно просто! Если вы помните употребление предлогов "в" и "на" при обозначении местонахождения, то вам легко будет запомнить закономерность:
предлог "в" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "из",
а предлог "на" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "с/со".
- вопрос ГДЕ? - при употреблении с предлогами, которые обозначают местонахождение: У, ОКОЛО, ВОКРУГ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОЗАДИ, НАПРОТИВ, ПОСРЕДИ
Где́ мы с тобо́й встре́тимся? → Дава́й встре́тимся недалеко́ от остано́вкИ.
Где́ ты был вчера́? → Вчера́ я был у до́кторА.
- вопрос КУДА? - при употреблении с предлогами, которые обозначают движение ДО, МИМО, ВДОЛЬ объекта
Мы прое́хали от Москвы́ до Санкт-Петербу́ргА за 4 ча́са.
Я прошёл ми́мо магази́нА.
- ещё варианты употребления Родительного падежа (2) с предлогами: БЕЗ (отсутствие), ДЛЯ (предназначение), ИЗ-ЗА (причина), КРОМЕ (исключение)
Он купи́л э́ту кни́гу для сестрЫ́.
Мы опозда́ли на уро́к и́з-за авто́бусА.
Он наде́л всё, кро́ме ша́пкИ.
- вопросы КОГО? ЧЕГО? - при сравнении двух предметов.
Андре́й ста́рше Ива́нА, но мла́дше А́ннЫ.
В конце предлагаем ещё раз вспомнить окончания существительных Родительного падежа (2)
- в единственном числе
ОН / Masculine | ОНА / Feminine | ОНО / Neuter |
consonant + -А -Ь / -Й → -Я -ИЙ → -ИЯ | -А → -Ы -Я / -Ь → -И -ИЯ → -ИИ | -О → -А -Е → -Я -ИЕ → -ИЯ |
стол → столА стул → стулА город → городА словарь → словарЯ музей → музеЯ санаторий → санаторИЯ | школа → школЫ улица → улицЫ книга → книгИ (к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И) деревня → деревнИ площадь → площадИ станция → станцИИ НО!!! мать → матери дочь → дочери | письмо → письмА окно → окнА море → морЯ здание → зданИЯ НО!!! имя → имени время → времени |
- во множественном числе
ОН / Masculine | ОНА / Feminine | ОНО / Neuter |
consonant + -ОВ -Й → -ЕВ -ИЙ → -иЕВ -ЬЯ (plural) → -ьЕВ / -ЕЙ -Ь → -ЕЙ (ж, ш, ч, щ + -ЕЙ) | -А / -Я → --- -Ь → -ЕЙ -ИЯ → -ИЙ | -О → --- -Е → -ЕЙ -ИЕ → -ИЙ |
студент → студентОВ стол → столОВ трамвай → трамваЕВ музей → музеЕВ писатель → писателЕЙ нож → ножЕЙ врач → врачЕЙ !!! братья → братьЕВ !!! друзья → друзЕЙ | газета → газет сестра → сестёр студентка → студенток девочка → девочек библиотека → библиотек аптека → аптек тетрадь → тетрадЕЙ площадь → площадЕЙ аудитория → аудиторИЙ | окно → окон письмо → писем кресло → кресел озеро → озёр море → морЕЙ поле → полЕЙ здание → зданИЙ задание → заданИЙ |
Вывод: Родительный падеж (2) один из самых популярных в русском языке. Поэтому так много вариантов употребления.
Теперь задания:
1. Небольшой тест (Проверь себя!)
2. Сколько стоят эти продукты?
йогурт - 35 руб.
килограмм сыра - 840 руб.
килограмм колбасы - 1356 руб.
килограмм яблок - 40 руб.
килограмм винограда - 65 руб.
бутылка пива - 78 руб.
пакет чипсов - 48 руб.
шоколад "Алёнка" - 50 руб.
3. Выполните задания по модели:
Модель: Это стол для компьютера.
книга - чтение, сахар - кофе, пирог - мама
Модель: Пожалуйста, кофе без сахара.
котле́ты – соус, чай – лимон, бифштекс – салат, сосиски – кетчуп
Модель: У вас есть бумага для факса.
батарейки – фотоаппарат, консервы – кошка, мебель – офис
Модель: Извините, далеко от дома до парка?
Модель: Извините, далеко от дома до парка?
университет – библиотека, вокзал – остановка, Москва – Тула
Модель: Все уже здесь, кроме дедушки.
Модель: Все уже здесь, кроме дедушки.
Андрей, капитан, Людмила Петровна, Иван Степанович, Лена
Модель: Мы встречаемся у меня дома после урока.
Модель: Мы встречаемся у меня дома после урока.
работа, экзамен, обед, матч, экскурсия
Модель: До экзамена ещё неделя.
Модель: До экзамена ещё неделя.
начало концерта – 20 минут, вебинар – 10 минут, ужин – 2 часа, поезд – 25 минут
Источник фото: pexels.com.
Источник фото: pexels.com.
👉
English
Комментариев нет:
Отправить комментарий