Употребление Родительного падежа в русском языке - часть 1 (единственное число)

Система падежей в русском языке является сложной грамматической темой. Но если понять систему и уметь правильно ей пользоваться, то русский язык покажется не таким трудным, а очень даже привлекательным ;)
Всего в русском языке шесть падежей: Именительный (1), Родительный (2), Дательный (3), Винительный (4), Творительный (5), Предложный (6)

И сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из самых часто используемых - Родительный падеж (2).
Употребление Родительного падежа в русском языке - часть 1 (единственное число)
Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы поговорим только о некоторых. 

Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.


Но для начала давайте рассмотрим изменения окончания существительных в единственном числе

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -А
-Ь / -Й  -Я
-ИЙ  -ИЯ
-А  -Ы
-Я / -Ь  -И
-ИЯ  -ИИ
-О  -А
-Е  -Я
-ИЕ  -ИЯ
стол  столА
стул  стулА
город  городА
словарь  словарЯ
музей  музеЯ
санаторий  санаторИЯ
школа  школЫ
улица  улицЫ
книга  книгИ
(к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И)
деревня  деревнИ
площадь  площадИ
станция  станцИИ
НО!!! мать  матери
           дочь  дочери
письмо  письмА
окно  окнА
море  морЯ
здание  зданИЯ
НО!!! имя  имени
           время  времени

А теперь рассмотрим ситуации, в которых употребляется Родительный падеж (2) (мы постарались объяснить ситуации через вопросы):
  • вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности
Мы уже рассматривали, как обозначить принадлежность с вопросами ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? на примере притяжательных местоимений
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.

Например, 
Э́то А́ня. А э́то её су́мка.  Чья э́то су́мка?  Э́то су́мка А́нИ
Э́то Ви́ктор. А э́то его́ компью́тер.  Чей э́то компью́тер?  Э́то компью́тер Ви́кторА
Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́.  Чьё э́то молоко́?  Э́то молоко́ Михаи́лА
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели.  Чьи э́то роди́тели?  Э́то роди́тели Мари́нЫ. 

Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после. 
  • вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..."
Ещё один вариант показать принадлежность в русском языке - конструкция "у кого есть...".
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.
Теперь же посмотрим как употребляются существительные:

У кого́ есть су́мка?  У А́нИ есть су́мка. 
У кого́ есть компью́тер?  У Ви́кторА есть компью́тер. 
У кого́ есть молоко́?  У Михаи́лА есть молоко́. 
У кого́ есть роди́тели?  У Мари́нЫ есть роди́тели. 
  • вопрос НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО?  - при отрицании наличия какого-либо объекта
Вы уже знаете конструкцию "у меня есть..." при наличии предмета/объекта в настоящем, прошедшем и будущем. 
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2). 

настоящее времяЗимо́й в Москве́ нет со́лнцА
                                 У неё нет му́жА
                                 ЖенЫ́ нет до́ма.

прошедшее времяУ меня́ не́ было вре́мени
                                  О́сенью не́ было экза́менА
                                  Ра́ньше у нас не́ было да́чИ.  

будущее времяУ дире́ктора не бу́дет вре́мени
                            В пя́тницу не бу́дет уро́кА
                            Макси́мА не бу́дет за́втра на рабо́те.  

Обратите внимание, что при отрицании не важны род и число существительных, так как всегда будут использоваться только формы НЕТ для настоящего времени, НЕ БЫЛО для прошедшего времени и НЕ БУДЕТ для будущего времени

Вывод: Для выражения принадлежности, а также для обозначения отсутствия предмета/объекта в русском языке используется Родительный падеж (2).

Теперь задания.
1. Ответьте на вопросы:
У кого вы взяли фотоаппарат? (друг)
У кого будет жить Макс? (тётя Марина)
У кого вы работаете? (господин Иванов)
У кого вы встретились? (подруга Маша)
У кого вы видели Анну? (Сергей)

2. Напишите, чего нет у героев. 
Слова: голос, опыт, хлеб, телефон, виза, билет, фотоаппарат, возможность, информация
   Иван хотел бы побывать в Африке, но у него нет ... .
   Даша хотела бы петь в хоре, но у неё нет ... .
   Маша хотела бы работать в большой фирме, но у неё нет ... .
   Андрей хотел бы съесть бутерброд, но у него нет ... .
   Аня хотела бы позвонить домой, но у неё нет ... .
   Антон хотел бы поехать в Германию, но у него нет ... .
   Лора хотела бы фотографировать пейзаж, но у неё нет ... .
   Люди хотели бы знать новости, но у них нет ... .
   Мы хотели бы всё увидеть, но у нас нет ... .

3. Ответьте на вопросы:
Чья это машина? (Антон)
Чья это тетрадь? (студент)
Чья это виза? (турист)
Чья это бабушка? (Мария)
Чьи это дети? (Марк и Анна)
Чей это отец? (Эрик)

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения