Употребление Родительного падежа в русском языке - часть 1 (единственное число)

Система падежей в русском языке является сложной грамматической темой. Но если понять систему и уметь правильно ей пользоваться, то русский язык покажется не таким трудным, а очень даже привлекательным ;)
Всего в русском языке шесть падежей. И сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из самых часто используемых - Родительный падеж (2).
Употребление Родительного падежа в русском языке - часть 1 (единственное число)


Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы поговорим только о некоторых. 

Но для начала давайте рассмотрим изменения окончания существительных в единственном числе

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -А
-Ь / -Й - -Я
-ИЙ - -ИЯ
-А - -Ы
-Я / -Ь - -И
-ИЯ - -ИИ
-О - -А
-Е - -Я
-ИЕ - -ИЯ
стол – столА
стул – стулА
город – городА
словарь – словарЯ
музей – музеЯ
санаторий – санаторИЯ
школа – школЫ
улица – улицЫ
книга - книгИ
(к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И)
деревня – деревнИ
площадь – площадИ
станция – станцИИ
НО!!! мать – матери
           дочь – дочери
письмо – письмА
окно – окнА
море – морЯ
здание – зданИЯ
НО!!! имя – имени
           время – времени
Варианты употребления Родительного падежа (2):
  • вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности
Мы уже рассматривали, как обозначить принадлежность с вопросами ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? на примере притяжательных местоимений
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.

Например, 

Э́то А́ня. А э́то её су́мка. - Чья э́то су́мка? - Э́то су́мка А́нИ
Э́то Ви́ктор. А э́то его́ компью́тер. - Чей э́то компью́тер? - Э́то компью́тер Ви́кторА
Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. - Чьё э́то молоко́? - Э́то молоко́ Михаи́лА
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. - Чьи э́то роди́тели? - Э́то роди́тели Мари́нЫ. 

Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после. 
  • вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..."
Ещё один вариант показать принадлежность в русском языке - конструкция "у кого есть...".
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.
Теперь же посмотрим как употребляются существительные:

У кого́ есть су́мка? - У А́нИ есть су́мка. 
У кого́ есть компью́тер? - У Ви́кторА есть компью́тер. 
У кого́ есть молоко́? - У Михаи́лА есть молоко́. 
У кого́ есть роди́тели? - У Мари́нЫ есть роди́тели. 


  • вопрос НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО?  - при отрицании наличия какого-либо объекта
Вы уже знаете конструкцию "у меня есть..." при наличии предмета/объекта в настоящем, прошедшем и будущем. 
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2). 

настоящее времяЗимо́й в Москве́ нет со́лнцА
                                 У неё нет му́жА
                                 ЖенЫ́ нет до́ма.

прошедшее времяУ меня́ не́ было вре́мени
                                  О́сенью не́ было экза́менА
                                  Ра́ньше у нас не́ было да́чИ.  

будущее времяУ дире́ктора не бу́дет вре́мени
                            В пя́тницу не бу́дет уро́кА
                            Макси́мА не бу́дет за́втра на рабо́те.  

Обратите внимание, что при отрицании не важны род и число существительных, так как всегда будут использоваться только формы НЕТ для настоящего времени, НЕ БЫЛО для прошедшего времени и НЕ БУДЕТ для будущего времени

Таким образом, для выражения принадлежности, а также для обозначения отсутствия предмета/объекта в русском языке используется Родительный падеж (2).

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения