Употребление Родительного падежа в русском языке - часть 1 (единственное число)

Система падежей в русском языке является сложной грамматической темой. Но если понять систему и уметь правильно ей пользоваться, то русский язык покажется не таким трудным, а очень даже привлекательным ;)
Всего в русском языке шесть падежей: Именительный (1), Родительный (2), Дательный (3), Винительный (4), Творительный (5), Предложный (6).

И сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из самых часто используемых - Родительный падеж (2).
Употребление Родительного падежа в русском языке - часть 1 (единственное число) 
Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы поговорим только о некоторых.

Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.

Но для начала давайте рассмотрим изменения окончания существительных в единственном числе
ОН / MasculineОНА / FeminineОНО / Neuter
consonant + 
-Ь / -Й → 
-ИЙ → -ИЯ
-А → 
-Я / -Ь → 
-ИЯ → -ИИ
-О → 
-Е → 
-ИЕ → -ИЯ
стол → столА
стул → стулА
город → городА
словарь → словарЯ
музей → музеЯ
санаторий → санаторИЯ
школа → школЫ
улица → улицЫ
книга → книгИ
(к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И)
деревня → деревнИ
площадь → площадИ
станция → станцИИ
НО!!! мать → матери
           дочь → дочери
письмо → письмА
окно → окнА
море → морЯ
здание → зданИЯ
НО!!! имя → имени
        время → 
времени
 
А теперь рассмотрим ситуации, в которых употребляется Родительный падеж (2) (мы постарались объяснить ситуации через вопросы):
  • вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности 
Мы уже рассматривали, как обозначить принадлежность с вопросами ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? на примере притяжательных местоимений.
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.

Например,
Э́то А́ня. А э́то её су́мка. → Чья э́то су́мка? → Э́то су́мка А́нИ.
Э́то Ви́ктор. А э́то его́ компью́тер. → Чей э́то компью́тер? → Э́то компью́тер Ви́кторА.
Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. → Чьё э́то молоко́? → Э́то молоко́ Михаи́лА.
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. → Чьи э́то роди́тели? → Э́то роди́тели Мари́нЫ.

Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
  • вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..." 
Ещё один вариант показать принадлежность в русском языке - конструкция "у кого есть...".
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.
Теперь же посмотрим как употребляются существительные:

У кого́ есть су́мка? У А́нИ есть су́мка.
У кого́ есть компью́тер?У Ви́кторА есть компью́тер.
У кого́ есть молоко́? У Михаи́лА есть молоко́.
У кого́ есть роди́тели?У Мари́нЫ есть роди́тели.
  • вопрос НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО? - при отрицании наличия какого-либо объекта 
Вы уже знаете конструкцию "у меня есть..." при наличии предмета/объекта в настоящем, прошедшем и будущем.
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2).

настоящее время - Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА.
                                  У неё нет му́жА.
                                  ЖенЫ́ нет до́ма.

прошедшее время - У меня́ не́ было вре́мени.
                                  О́сенью не́ было экза́менА.
                                  Ра́ньше у нас не́ было да́чИ.

будущее время - У дире́ктора не бу́дет вре́мени.
                            В пя́тницу не бу́дет уро́кА.
                            Макси́мА не бу́дет за́втра на рабо́те.

Обратите внимание, что при отрицании не важны род и число существительных, так как всегда будут использоваться только формы НЕТ для настоящего времени, НЕ БЫЛО для прошедшего времени и НЕ БУДЕТ для будущего времени.

Вывод: Для выражения принадлежности, а также для обозначения отсутствия предмета/объекта в русском языке используется Родительный падеж (2).

Теперь задания:
1. Ответьте на вопросы:
У кого вы взяли фотоаппарат? (друг)
У кого будет жить Макс? (тётя Марина)
У кого вы работаете? (господин Иванов)
У кого вы встретились? (подруга Маша)
У кого вы видели Анну? (Сергей)

2. Напишите, чего нет у героев.
Слова: голос, опыт, хлеб, телефон, виза, билет, фотоаппарат, возможность, информация
    Иван хотел бы побывать в Африке, но у него нет ... .
    Даша хотела бы петь в хоре, но у неё нет ... .
    Маша хотела бы работать в большой фирме, но у неё нет ... .
    Андрей хотел бы съесть бутерброд, но у него нет ... .
    Аня хотела бы позвонить домой, но у неё нет ... .
    Антон хотел бы поехать в Германию, но у него нет ... .
    Лора хотела бы фотографировать пейзаж, но у неё нет ... .
    Люди хотели бы знать новости, но у них нет ... .
    Мы хотели бы всё увидеть, но у нас нет ... .

3. Ответьте на вопросы:
Чья это машина? (Антон)
Чья это тетрадь? (студент)
Чья это виза? (турист)
Чья это бабушка? (Мария)
Чьи это дети? (Марк и Анна)
Чей это отец? (Эрик)

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения