Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы поговорим только о некоторых.
Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
Но для начала давайте рассмотрим изменения окончания существительных в единственном числе
Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
Но для начала давайте рассмотрим изменения окончания существительных в единственном числе
ОН / Masculine | ОНА / Feminine | ОНО / Neuter |
consonant + -А -Ь / -Й → -Я -ИЙ → -ИЯ | -А → -Ы -Я / -Ь → -И -ИЯ → -ИИ | -О → -А -Е → -Я -ИЕ → -ИЯ |
стол → столА стул → стулА город → городА словарь → словарЯ музей → музеЯ санаторий → санаторИЯ | школа → школЫ улица → улицЫ книга → книгИ (к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И) деревня → деревнИ площадь → площадИ станция → станцИИ НО!!! мать → матери дочь → дочери | письмо → письмА окно → окнА море → морЯ здание → зданИЯ НО!!! имя → имени время → времени |
- вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.
Например,
Э́то А́ня. А э́то её су́мка. → Чья э́то су́мка? → Э́то су́мка А́нИ.
Э́то Ви́ктор. А э́то его́ компью́тер. → Чей э́то компью́тер? → Э́то компью́тер Ви́кторА.
Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. → Чьё э́то молоко́? → Э́то молоко́ Михаи́лА.
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. → Чьи э́то роди́тели? → Э́то роди́тели Мари́нЫ.
Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
- вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..."
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.
Теперь же посмотрим как употребляются существительные:
У кого́ есть су́мка? → У А́нИ есть су́мка.
У кого́ есть компью́тер? → У Ви́кторА есть компью́тер.
У кого́ есть молоко́? → У Михаи́лА есть молоко́.
У кого́ есть роди́тели? → У Мари́нЫ есть роди́тели.
- вопрос НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО? - при отрицании наличия какого-либо объекта
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2).
настоящее время - Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА.
У неё нет му́жА.
ЖенЫ́ нет до́ма.
прошедшее время - У меня́ не́ было вре́мени.
О́сенью не́ было экза́менА.
Ра́ньше у нас не́ было да́чИ.
будущее время - У дире́ктора не бу́дет вре́мени.
В пя́тницу не бу́дет уро́кА.
Макси́мА не бу́дет за́втра на рабо́те.
Обратите внимание, что при отрицании не важны род и число существительных, так как всегда будут использоваться только формы НЕТ для настоящего времени, НЕ БЫЛО для прошедшего времени и НЕ БУДЕТ для будущего времени.
настоящее время - Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА.
У неё нет му́жА.
ЖенЫ́ нет до́ма.
прошедшее время - У меня́ не́ было вре́мени.
О́сенью не́ было экза́менА.
Ра́ньше у нас не́ было да́чИ.
будущее время - У дире́ктора не бу́дет вре́мени.
В пя́тницу не бу́дет уро́кА.
Макси́мА не бу́дет за́втра на рабо́те.
Обратите внимание, что при отрицании не важны род и число существительных, так как всегда будут использоваться только формы НЕТ для настоящего времени, НЕ БЫЛО для прошедшего времени и НЕ БУДЕТ для будущего времени.
Вывод: Для выражения принадлежности, а также для обозначения отсутствия предмета/объекта в русском языке используется Родительный падеж (2).
Теперь задания:
1. Ответьте на вопросы:
У кого вы взяли фотоаппарат? (друг)
У кого будет жить Макс? (тётя Марина)
У кого вы работаете? (господин Иванов)
У кого вы встретились? (подруга Маша)
У кого вы видели Анну? (Сергей)
2. Напишите, чего нет у героев.
Слова: голос, опыт, хлеб, телефон, виза, билет, фотоаппарат, возможность, информация
Иван хотел бы побывать в Африке, но у него нет ... .
Даша хотела бы петь в хоре, но у неё нет ... .
Маша хотела бы работать в большой фирме, но у неё нет ... .
Андрей хотел бы съесть бутерброд, но у него нет ... .
Аня хотела бы позвонить домой, но у неё нет ... .
Антон хотел бы поехать в Германию, но у него нет ... .
Лора хотела бы фотографировать пейзаж, но у неё нет ... .
Люди хотели бы знать новости, но у них нет ... .
Мы хотели бы всё увидеть, но у нас нет ... .
3. Ответьте на вопросы:
Чья это машина? (Антон)
Чья это тетрадь? (студент)
Чья это виза? (турист)
Чья это бабушка? (Мария)
Чьи это дети? (Марк и Анна)
Чей это отец? (Эрик)
Источник фото: pexels.com.
👉
English
Комментариев нет:
Отправить комментарий