Употребление Родительного падежа в русском языке (часть 2)

Как мы и говорили раньше, система русских падежей сложная, но её важно знать и понимать. Хорошо, что в русской грамматике, а именно в падежной системе, есть структура.
Всего в русском языке шесть падежей: Именительный (1), Родительный (2), Дательный (3), Винительный (4), Творительный (5), Предложный (6).  

И сегодня мы продолжим знакомиться с одним из самых часто используемых - Родительный падеж (2).
Употребление Родительного падежа в русском языке (часть 2)
Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы будем говорить о самых частотных.

Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.


  • вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности
Мы уже рассматривали, как обозначить принадлежность с вопросами ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? на примере притяжательных местоимений.  

Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.

Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́.  Чьё э́то молоко́?  Э́то молоко́ Михаи́лА
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели.  Чьи э́то роди́тели?  Э́то роди́тели Мари́нЫ. 

Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
  • вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..."
Ещё один вариант показать принадлежность в русском языке - конструкция "у кого есть...".
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь. 

У кого́ есть молоко́?  У Михаи́лА есть молоко́. 
У кого́ есть роди́тели?  У Мари́нЫ есть роди́тели. 
  • вопросы НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО?  - при отрицании наличия какого-либо объекта
Вы уже знаете конструкцию "у меня есть..." при наличии предмета/объекта в настоящем, прошедшем и будущем. 
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2). 
   Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА
   У неё нет му́жА
   ЖенЫ́ нет до́ма.
Варианты употребления в прошедшем и будущем времени можно посмотреть здесь
  • вопросы ЧЕГО? (какой? какая? какое? какие?) - когда предмет определяется с помощью другого предмета, к которому от относится или частью которого является
На стене́ виси́т ка́рта ми́рА
Э́тот го́род нахо́дится на се́вере Росси́И
  • после чисел и специальных слов!
- 2, 3, 4 + Родительный падеж единственное число (!!!)
- 5 - 20... + Родительный падеж множественное число (!!!)

Да, это трудно понять, но в русском языке с числами используются разные падежи и их формы. Так, если число 1, 21, 31 и так далее мы можем употреблять существительные Именительного падежа - оди́н го́род, одна́ страна́, одно́ о́бщество.

Если в числе есть слова 2, 3 и 4, то мы употребляем существительные Родительного падежа в единственном числе - два го́родА, три́дцать три президе́нтА, пятьдеся́т четы́ре маши́нЫ.

А если в числе есть слова от 5 до 20 и все остальные, ты мы употребляем существительные Родительного падежа во множественном числе - пятна́дцать стран, со́рок друзе́й, сто биле́тОВ

Также и со словами "сколько", "столько", "много", "мало", "несколько" употребляются существительные Родительного падежа во множественном числе:
   В аудито́рии мно́го людЕ́Й
   У меня́ есть не́сколько вопро́сОВ.
  • вопросы ОТКУДА? и ОТ КОГО? - для обозначения движения от объекта.
Роди́тели вы́шли из ко́мнатЫ
Семья́ уе́хала с о́стровА.  
Я уе́хал из дере́внИ от ба́бушкИ.  

Обратите внимание, что при ответе на вопрос ОТ КОГО? всегда употребляется предлог "от". 
Но с вопросом ОТКУДА? есть два варианта предлога "из" и "с/со". Всё достаточно просто! Если вы помните употребление предлогов "в" и "на" при обозначении местонахождения, то вам легко будет запомнить закономерность:
   предлог "в" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "из",
   а предлог "на" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "с/со".
  • вопрос ГДЕ? - при употреблении с предлогами, которые обозначают местонахождение: У, ОКОЛО, ВОКРУГ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОЗАДИ, НАПРОТИВ, ПОСРЕДИ
Где расту́т дере́вья?  Дере́вья расту́т о́коло до́мА
Где́ мы с тобо́й встре́тимся?  Дава́й встре́тимся недалеко́ от остано́вкИ
Где́ ты был вчера́?  Вчера́ я был у до́кторА
  • вопрос КУДА? - при употреблении с предлогами, которые обозначают движение ДО, МИМО, ВДОЛЬ объекта
Авто́бус идёт до це́нтрА
Мы прое́хали от Москвы́ до Санкт-Петербу́ргА за 4 ча́са. 
Я прошёл ми́мо магази́нА.  
  • ещё варианты употребления Родительного падежа (2) с предлогами: БЕЗ (отсутствие), ДЛЯ (предназначение), ИЗ-ЗА (причина), КРОМЕ (исключение)
Я не могу́ пить ко́фе без са́харА
Он купи́л э́ту кни́гу для сестрЫ́
Мы опозда́ли на уро́к и́з-за авто́бусА
Он наде́л всё, кро́ме ша́пкИ
  • вопросы КОГО? ЧЕГО? - при сравнении двух предметов.
Э́та соба́ка бо́льше ко́шкИ, но ме́ньше слонА́
Андре́й ста́рше Ива́нА, но мла́дше А́ннЫ.

В конце предлагаем ещё раз вспомнить окончания существительных Родительного падежа (2)

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -А
-Ь / -Й  -Я
-ИЙ  -ИЯ
-А  -Ы
-Я / -Ь  -И
-ИЯ  -ИИ
-О  -А
-Е  -Я
-ИЕ  -ИЯ
стол  столА
стул  стулА
город  городА
словарь  словарЯ
музей  музеЯ
санаторий  санаторИЯ
школа  школЫ
улица  улицЫ
книга  книгИ
(к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И)
деревня  деревнИ
площадь  площадИ
станция  станцИИ
НО!!! мать  матери
           дочь  дочери
письмо  письмА
окно  окнА
море  морЯ
здание  зданИЯ
НО!!! имя  имени
           время  времени

- во множественном числе

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -ОВ
-ЕВ
-ИЙ ЕВ
-ЬЯ (plural) ЕВ / -ЕЙ
-ЕЙ
(ж, ш, ч, щ + -ЕЙ)
-А / -Я ---
-ЕЙ
-ИЯ -ИЙ
---
-ЕЙ
-ИЕ -ИЙ
студент студентОВ
стол столОВ
трамвай трамваЕВ
музей музеЕВ
писатель писателЕЙ
нож ножЕЙ
врач врачЕЙ
!!! братья братьЕВ
!!! друзья друзЕЙ
газета газет
сестра сестёр
студентка студенток
девочка девочек
библиотека библиотек
аптека аптек
тетрадь → тетрадЕЙ
площадь площадЕЙ
аудитория аудиторИЙ
окно окон
письмо писем
кресло кресел
озеро озёр
море морЕЙ
поле полЕЙ
здание зданИЙ
задание заданИЙ

Вывод: Родительный падеж (2) один из самых популярных в русском языке. Поэтому так много вариантов употребления. 


Теперь задания.
1. Небольшой тест (Проверь себя!)

2. Сколько стоят эти продукты?
   йогурт - 35 руб.
   килограмм сыра - 840 руб.
   килограмм колбасы - 1356 руб.
   килограмм яблок - 40 руб.
   килограмм винограда - 65 руб. 
   бутылка пива - 78 руб. 
   пакет чипсов - 48 руб.
   шоколад "Алёнка" - 50 руб.

3. Выполните задания по модели:

Модель: Это стол для компьютера. 
книга - чтение, сахар - кофе, пирог - мама
Модель: Пожалуйста, кофе без сахара.
котле́ты – соус, чай – лимон, бифштекс – салат, сосиски – кетчуп
Модель: У вас есть бумага для факса.
батарейки – фотоаппарат, консервы – кошка, мебель – офис
Модель: Извините, далеко от дома до парка?
университет – библиотека, вокзал – остановка, Москва – Тула
Модель: Все уже здесь, кроме дедушки.
Андрей, капитан, Людмила Петровна, Иван Степанович, Лена
Модель: Мы встречаемся у меня дома после урока.
работа, экзамен, обед, матч, экскурсия
Модель:До экзамена ещё неделя.
начало концерта – 20 минут, вебинар – 10 минут, ужин – 2 часа, поезд – 25 минут

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения