Употребление Родительного падежа в русском языке (часть 2)

Как мы и говорили раньше, система русских падежей сложная, но её важно знать и понимать. Хорошо, что в русской грамматике, а именно в падежной системе, есть структура.
Всего в русском языке шесть падежей: Именительный (1), Родительный (2), Дательный (3), Винительный (4), Творительный (5), Предложный (6).

И сегодня мы продолжим знакомиться с одним из самых часто используемых - Родительный падеж (2).
Употребление Родительного падежа в русском языке (часть 2)
Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы будем говорить о самых частотных.

Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
  • вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности 
Мы уже рассматривали, как обозначить принадлежность с вопросами ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? на примере притяжательных местоимений.
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.

Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. → Чьё э́то молоко́? → Э́то молоко́ Михаи́лА.
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. → Чьи э́то роди́тели? → Э́то роди́тели Мари́нЫ.

Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
  • вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..." 
Ещё один вариант показать принадлежность в русском языке - конструкция "у кого есть...".
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь.

У кого́ есть молоко́? У Михаи́лА есть молоко́.
У кого́ есть роди́тели?У Мари́нЫ есть роди́тели.
  • вопросы НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО? - при отрицании наличия какого-либо объекта 
Вы уже знаете конструкцию "у меня есть..." при наличии предмета/объекта в настоящем, прошедшем и будущем.
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2).
    Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА.
    У неё нет му́жА.
    ЖенЫ́ нет до́ма.
Варианты употребления в прошедшем и будущем времени можно посмотреть здесь.
  • вопросы ЧЕГО? (какой? какая? какое? какие?) - когда предмет определяется с помощью другого предмета, к которому от относится или частью которого является
На стене́ виси́т ка́рта ми́рА.
Э́тот го́род нахо́дится на се́вере Росси́И.
  • после чисел и специальных слов!
- 2, 3, 4 + Родительный падеж единственное число (!!!)
- 5 - 20... + Родительный падеж множественное число (!!!)

Да, это трудно понять, но в русском языке с числами используются разные падежи и их формы. Так, если число 1, 21, 31 и так далее мы можем употреблять существительные Именительного падежа - оди́н го́род, одна́ страна́, одно́ о́бщество.

Если в числе есть слова 2, 3 и 4, то мы употребляем существительные Родительного падежа в единственном числе - два го́родА, три́дцать три президе́нтА, пятьдеся́т четы́ре маши́нЫ.

А если в числе есть слова от 5 до 20 и все остальные, ты мы употребляем существительные Родительного падежа во множественном числе - пятна́дцать стран, со́рок друзе́й, сто биле́тОВ.

Также и со словами "сколько", "столько", "много", "мало", "несколько" употребляются существительные Родительного падежа во множественном числе:
    В аудито́рии мно́го людЕ́Й.
    У меня́ есть не́сколько вопро́сОВ.
  • вопросы ОТКУДА? и ОТ КОГО? - для обозначения движения от объекта.
Роди́тели вы́шли из ко́мнатЫ.
Семья́ уе́хала с о́стровА.
Я уе́хал из дере́внИ от ба́бушкИ.

Обратите внимание, что при ответе на вопрос ОТ КОГО? всегда употребляется предлог "от".
Но с вопросом ОТКУДА? есть два варианта предлога "из" и "с/со". Всё достаточно просто! Если вы помните употребление предлогов "в" и "на" при обозначении местонахождения, то вам легко будет запомнить закономерность:
    предлог "в" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "из",
    а предлог "на" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "с/со".
  • вопрос ГДЕ? - при употреблении с предлогами, которые обозначают местонахождение: У, ОКОЛО, ВОКРУГ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОЗАДИ, НАПРОТИВ, ПОСРЕДИ
Где расту́т дере́вья? → Дере́вья расту́т о́коло до́мА.
Где́ мы с тобо́й встре́тимся? → Дава́й встре́тимся недалеко́ от остано́вкИ.
Где́ ты был вчера́? → Вчера́ я был у до́кторА.
  • вопрос КУДА? - при употреблении с предлогами, которые обозначают движение ДО, МИМО, ВДОЛЬ объекта
Авто́бус идёт до це́нтрА.
Мы прое́хали от Москвы́ до Санкт-Петербу́ргА за 4 ча́са.
Я прошёл ми́мо магази́нА.
  • ещё варианты употребления Родительного падежа (2) с предлогами: БЕЗ (отсутствие), ДЛЯ (предназначение), ИЗ-ЗА (причина), КРОМЕ (исключение)
Я не могу́ пить ко́фе без са́харА.
Он купи́л э́ту кни́гу для сестрЫ́.
Мы опозда́ли на уро́к и́з-за авто́бусА.
Он наде́л всё, кро́ме ша́пкИ.
  • вопросы КОГО? ЧЕГО? - при сравнении двух предметов.
Э́та соба́ка бо́льше ко́шкИ, но ме́ньше слонА́.
Андре́й ста́рше Ива́нА, но мла́дше А́ннЫ.

В конце предлагаем ещё раз вспомнить окончания существительных Родительного падежа (2)
- в единственном числе
ОН / Masculine ОНА / Feminine ОНО / Neuter
consonant +
-Ь / -Й →
-ИЙ → -ИЯ
-А →
-Я / -Ь →
-ИЯ → -ИИ
-О →
-Е →
-ИЕ → -ИЯ
стол → столА
стул → стулА
город → городА
словарь → словарЯ
музей → музеЯ
санаторий → санаторИЯ
школа → школЫ
улица → улицЫ
книга → книгИ
(к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И)
деревня → деревнИ
площадь → площадИ
станция → станцИИ
НО!!! мать → матери
           дочь → дочери
письмо → письмА
окно → окнА
море → морЯ
здание → зданИЯ
НО!!! имя → имени
        время →
времени

- во множественном числе 
ОН / Masculine ОНА / Feminine ОНО / Neuter
consonant + -ОВ
-Й → -ЕВ
-ИЙ → -иЕВ
-ЬЯ (plural) → -ьЕВ / -ЕЙ
-Ь → -ЕЙ
(ж, ш, ч, щ + -ЕЙ)
-А / -Я → ---
-Ь → -ЕЙ
-ИЯ → -ИЙ
-О → ---
-Е → -ЕЙ
-ИЕ → -ИЙ
студент → студентОВ
стол → столОВ
трамвай → трамваЕВ
музей → музеЕВ
писатель → писателЕЙ
нож → ножЕЙ
врач → врачЕЙ
!!! братья → братьЕВ
!!! друзья → друзЕЙ
газета → газет
сестра → сестёр
студентка → студенток
девочка → девочек
библиотека → библиотек
аптека → аптек
тетрадь → тетрадЕЙ
площадь → площадЕЙ
аудитория → аудиторИЙ
окно → окон
письмо → писем
кресло → кресел
озеро → озёр
море → морЕЙ
поле → полЕЙ
здание → зданИЙ
задание → заданИЙ

Вывод: Родительный падеж (2) один из самых популярных в русском языке. Поэтому так много вариантов употребления.

Теперь задания:
1. Небольшой тест (Проверь себя!)

2. Сколько стоят эти продукты?
    йогурт - 35 руб.
    килограмм сыра - 840 руб.
    килограмм колбасы - 1356 руб.
    килограмм яблок - 40 руб.
    килограмм винограда - 65 руб.
    бутылка пива - 78 руб.
    пакет чипсов - 48 руб.
    шоколад "Алёнка" - 50 руб.

3. Выполните задания по модели:
Модель: Это стол для компьютера.
    книга - чтение, сахар - кофе, пирог - мама
Модель: Пожалуйста, кофе без сахара.
    котле́ты – соус, чай – лимон, бифштекс – салат, сосиски – кетчуп
Модель: У вас есть бумага для факса.
    батарейки – фотоаппарат, консервы – кошка, мебель – офис
Модель: Извините, далеко от дома до парка?
    университет – библиотека, вокзал – остановка, Москва – Тула
Модель: Все уже здесь, кроме дедушки.
    Андрей, капитан, Людмила Петровна, Иван Степанович, Лена
Модель: Мы встречаемся у меня дома после урока.
    работа, экзамен, обед, матч, экскурсия
Модель: До экзамена ещё неделя.
    начало концерта – 20 минут, вебинар – 10 минут, ужин – 2 часа, поезд – 25 минут

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения