Употребление Родительного падежа в русском языке (часть 2)

Как мы и говорили раньше, система русских падежей сложная, но её важно знать и понимать. Хорошо, что в русской грамматике, а именно в падежной системе, есть структура.
Всего в русском языке шесть падежей. И сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из самых часто используемых - Родительный падеж (2).
Употребление Родительного падежа в русском языке (часть 2)
Итак, Родительный падеж (2) в русском языке используют очень часто, так как у него много вариантов употребления. Сегодня мы будем говорить о самых частотных.
  • вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? - для обозначения принадлежности
Мы уже рассматривали, как обозначить принадлежность с вопросами ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? на примере притяжательных местоимений.  
Ещё один вариант - употребление Родительного падежа (2) после предмета/объекта.

Э́то Михаи́л. А э́то его́ молоко́. - Чьё э́то молоко́? - Э́то молоко́ Михаи́лА
Э́то Мари́на. А э́то её роди́тели. - Чьи э́то роди́тели? - Э́то роди́тели Мари́нЫ. 

Обратите внимание, что вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? мы задаём к предметы/объекту, поэтому нам важно правильно определить род и число. А человека кому принадлежит предмет/объект мы ставим в Родительный падеж (2) и используем после.
  • вопрос У КОГО? - для обозначения принадлежности с помощью конструкции "у кого есть..."
Ещё один вариант показать принадлежность в русском языке - конструкция "у кого есть...".
Мы уже рассматривали вариант этой конструкции на примере личных местоимений в Родительном падеже: У меня́ есть кни́га. А у тебя́ есть слова́рь. 

У кого́ есть молоко́? - У Михаи́лА есть молоко́. 
У кого́ есть роди́тели? - У Мари́нЫ есть роди́тели. 
  • вопросы НЕТ КОГО? НЕТ ЧЕГО?  - при отрицании наличия какого-либо объекта
Вы уже знаете конструкцию "у меня есть..." при наличии предмета/объекта в настоящем, прошедшем и будущем. 
А если вы хотите сказать об отсутствии? В данном случае русские используют слова нет/не было/не будет и после отрицания употребляется только формы существительных в Родительном падеже (2). 

Зимо́й в Москве́ нет со́лнцА
У неё нет му́жА
ЖенЫ́ нет до́ма.

Варианты употребления в прошедшем и будущем времени можно посмотреть здесь
  • вопросы ЧЕГО? (какой? какая? какое? какие?) - когда предмет определяется с помощью другого предмета, к которому от относится или частью которого является
На стене́ виси́т ка́рта ми́рА
Э́тот го́род нахо́дится на се́вере Росси́И
  • после чисел и специальных слов!
- 2, 3, 4 + Родительный падеж единственное число (!!!)
- 5 - 20... + Родительный падеж множественное число (!!!)

Да, это трудно понять, но в русском языке с числами используются разные падежи и их формы. Так, если число 1, 21, 31 и так далее мы можем употреблять существительные Именительного падежа - оди́н го́род, одна́ страна́, одно́ о́бщество
Если в числе есть слова 2, 3 и 4, то мы употребляем существительные Родительного падежа в единственном числе - два го́родА, три́дцать три президе́нтА, пятьдеся́т четы́ре маши́нЫ
А если в числе есть слова от 5 до 20 и все остальные, ты мы употребляем существительные Родительного падежа во множественном числе - пятна́дцать стран, со́рок друзе́й, сто биле́тОВ

Также и со словами "сколько", "столько", "много", "мало", "несколько" употребляются существительные Родительного падежа во множественном числе:
   В аудито́рии мно́го людЕ́Й
   У меня́ есть не́сколько вопро́сОВ.
  • вопросы ОТКУДА? и ОТ КОГО? - для обозначения движения от объекта.
Роди́тели вы́шли из ко́мнатЫ
Семья́ уе́хала с о́стровА.  
Я уе́хал из дере́внИ от ба́бушкИ.  

Обратите внимание, что при ответе на вопрос ОТ КОГО? всегда употребляется предлог "от". 
Но с вопросом ОТКУДА? есть два варианта предлога "из" и "с/со". Всё достаточно просто! Если вы помните употребление предлогов "в" и "на" при обозначении местонахождения, то вам легко будет запомнить закономерность:
   предлог "в" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "из",
   а предлог "на" при ответе на вопрос ОТКУДА? нужно заменить на предлог "с/со".
  • вопрос ГДЕ? - при употреблении с предлогами, которые обозначают местонахождение: У, ОКОЛО, ВОКРУГ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОЗАДИ, НАПРОТИВ, ПОСРЕДИ
Где расту́т дере́вья? - Дере́вья расту́т о́коло до́мА
Где́ мы с тобо́й встре́тимся? - Дава́й встре́тимся недалеко́ от остано́вкИ
Где́ ты был вчера́? - Вчера́ я был у до́кторА
  • вопрос КУДА? - при употреблении с предлогами, которые обозначают движение ДО, МИМО, ВДОЛЬ объекта
Авто́бус идёт до це́нтрА
Мы прое́хали от Москвы́ до Санкт-Петербу́ргА за 4 ча́са. 
Я прошёл ми́мо магази́нА.  
  • ещё варианты употребления Родительного падежа (2) с предлогами: БЕЗ (отсутствие), ДЛЯ (предназначение), ИЗ-ЗА (причина), КРОМЕ (исключение)
Я не могу́ пить ко́фе без са́харА
Он купи́л э́ту кни́гу для сестрЫ́
Мы опозда́ли на уро́к и́з-за авто́бусА
Он наде́л всё, кро́ме ша́пкИ
  • вопросы КОГО? ЧЕГО? - при сравнении двух предметов.
Э́та соба́ка бо́льше ко́шкИ, но ме́ньше слонА́
Андре́й ста́рше Ива́нА, но мла́дше А́ннЫ.

В конце предлагаем ещё раз вспомнить окончания существительных Родительного падежа (2)
- в единственном числе

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -А
-Ь / -Й - -Я
-ИЙ - -ИЯ
-А - -Ы
-Я / -Ь - -И
-ИЯ - -ИИ
-О - -А
-Е - -Я
-ИЕ - -ИЯ
стол – столА
стул – стулА
город – городА
словарь – словарЯ
музей – музеЯ
санаторий – санаторИЯ
школа – школЫ
улица – улицЫ
книга - книгИ
(к, г, х, ж, ш, ч, щ + -И)
деревня – деревнИ
площадь – площадИ
станция – станцИИ
НО!!! мать – матери
           дочь – дочери
письмо – письмА
окно – окнА
море – морЯ
здание – зданИЯ
НО!!! имя – имени
           время – времени

- во множественном числе

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -ОВ
-Й - -ЕВ
-ИЙ - ЕВ
-ЬЯ (plural) - ЕВ / -ЕЙ
-Ь - -ЕЙ
(ж, ш, ч, щ + -ЕЙ)
-А / -Я - ---
-Ь - -ЕЙ
-ИЯ - -ИЙ
-О - ---
-Е - -ЕЙ
-ИЕ - -ИЙ
студент - студентОВ
стол - столОВ
трамвай - трамваЕВ
музей - музеЕВ
писатель - писателЕЙ
нож - ножЕЙ
врач - врачЕЙ
!!! братья - братьЕВ
!!! друзья - друзЕЙ
газета - газет
сестра - сестёр
студентка - студенток
девочка - девочек
библиотека - библиотек
аптека - аптек
тетрадь - тетрадЕЙ
площадь - площадЕЙ
аудитория - аудиторИЙ
окно - окон
письмо - писем
кресло - кресел
озеро - озёр
море - морЕЙ
поле - полЕЙ
здание - зданИЙ
задание - заданИЙ

Родительный падеж (2) один из самых популярных в русском языке. Поэтому так много вариантов употребления. 

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения