Употребление Творительного падежа в русском языке

Система падежей в русском языке является сложной грамматической темой. Но если понять систему и уметь правильно ей пользоваться, то русский язык покажется не таким трудным, а очень даже привлекательным ;)
Всего в русском языке шесть падежей: Именительный (1), Родительный (2), Дательный (3), Винительный (4), Творительный (5), Предложный (6).

И сегодня мы предлагаем познакомиться с одним из них - Творительный падеж (5).
Употребление Творительного падежа в русском языке
В основном Творительный падеж (5) употребляется в специальных конструкциях, после определённых глаголов, но у него есть и свои особенные значения.

Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь ↙
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.

Но, для начала рассмотрим формы существительных в Творительном падеже (5)
- в единственном числе
ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
consonant + -ОМ
-Ь / -Й → -ЕМ/ЁМ
-ИЙ → -ИЕМ
-А → -ОЙ
-Я → -ЕЙ
-Ь → -ЬЮ
-ИЯ → -ИЕЙ
-О → -ОМ
-Е → -ЕМ
-ИЕ → -ИЕМ
стол → столОМ
студент → студентОМ
словарь → словарЁМ
преподаватель → преподавателЕМ
музей → музеЕМ
сестра → сестрОЙ
книга → книгОЙ
деревня → деревнЕЙ
Таня → ТанЕЙ
площадь → площадЬЮ
станция → станцИЕЙ
письмо → письмОМ
окно → окнОМ
море → морЕМ
здание → зданИЕМ

- во множественном числе
ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
-Ы + -АМИ
(К, Г, Х, Ж, Ш, Ч, Щ + -АМИ)
-А → -АМИ
-И → -ЯМИ
-Ы + -АМИ
(К, Г, Х, Ж, Ш, Ч, Щ + -АМИ)
-И → -ЯМИ
-А → -АМИ
-Я → -ЯМИ
города → городАМИ
ножи → ножАМИ
словари → словарЯМИ
музеи → музеЯМИ
санатории → санаториЯМИ
сёстры → сёстрАМИ
книги → книгАМИ
деревни → деревнЯМИ
площади → площадЯМИ
станции → станциЯМИ
письма → письмАМИ
окна → окнАМИ
моря → морЯМИ
здания → зданиЯМИ

Варианты употребления Творительного падежа (5) в русском языке (мы постарались объяснить ситуации через вопросы):
  • вопрос ЧЕМ? - для обозначения инструмента, орудия, с помощью которого совершается какое-либо действие
Я рису́ю (чем?) карандашА́МИ.
В А́зии едят (чем?) па́лочкАМИ.
  • вопросы КЕМ? - при употреблении с глаголами БЫТЬ, РАБОТАТЬ, СТАТЬ 
Анто́н рабо́тает (кем?) инжене́рОМ, а Ива́н хо́чет стать (кем?) музыка́нтОМ.
  • вопросы КЕМ? ЧЕМ? - при употреблении с глаголами ЯВЛЯТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ
Косми́ческие полёты явля́лись (чем?) мечтО́Й мно́го лет.
Э́та змея́ называ́ется (чем?) ко́брОЙ.
Вода́ явля́ется (чем?) жи́дкостЬЮ.
  • вопросы С КЕМ? С ЧЕМ? - для обозначения совместности действия 
Я люблю́ ходи́ть в кино́ (с кем?) с друзьЯ́МИ.
Ма́ма разгова́ривает (с кем?) с сы́нОМ.
Анто́н познако́мился (с кем?) с де́вушкОЙ.
Я люблю́ есть мя́со (с чем?) с овощА́МИ.
Ка́ждое у́тро я пью ко́фе (с чем?) с молокО́М.

Вот небольшой список глаголов, после которых возможно использовать Творительный падеж (5):
встречаться/встретиться + с кем? to meet
здороваться/поздороваться + с кем? to greet
знакомиться/познакомиться + с кем? to acquaint
прощаться/попрощаться + с кем? to say goodbye
советоваться/посоветоваться + с кем? to advice
соглашаться/согласиться + с кем? to agree
  • вопрос ГДЕ? после предлогов НАД ≠ ПОД, ПЕРЕД ≠ ЗА, РЯДОМ С, МЕЖДУ 
Теа́тр нахо́дится (где?) ря́дом с университе́тОМ
Ла́мпа виси́т (где?) над столО́М
Кни́ги лежа́т (где?) под крова́тЬЮ

Ещё несколько глаголов, после которых употребляется Творительный падеж (5):
интересоваться/заинтересоваться + чем? to be interested in
заниматься/позаниматься + чем? to practice
управлять + кем? чем? to manage
руководить + кем? чем? to guide
ссориться/поссориться + с кем? to quarrel
мириться/помириться + с кем? to be reconciled
беседовать + с кем? to talk, to chat
разговаривать + с кем? to talk
  • вопрос КЕМ? в пассивных конструкциях
Студе́нты изуча́ют ру́сский язы́к. → Ру́сский язы́к изуча́ется (кем?) студе́нтАМИ

Вывод: Творительный падеж (5) употребляются к определённых конструкциях и одной из часто используемых - пассив.

Теперь задания:
1. Ответьте на вопросы:
Чем вы раньше занимались? (спорт)
Чем вы увлекались в детстве? (музыка и рисование)
Чем вы интересовались в школе? (математика и физика)
Чем вы пользуетесь каждый день? (компьютер, телефон и планшет)
Чем едят люди? (вилка и ложка, палочки)

2. Напишите фразы с глагола. Отвечайте на вопросы.
    жить когда? с кем? где?
    быть когда? с кем? где?
    заниматься чем? с кем? где?
    встретиться когда? где? с кем?
    познакомиться с кем? когда? где?

3. Что вы делаете:
- с трудом
- с радостью
- с любовью
- с удовольствием
- с интересом
- с гордостью

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения