Употребление Винительного падежа в русском языке (множественное число)

Винительный падеж (4) считается одним из самых важных падежей в русском языке (и для многих одним из самых сложных =)) ).
Именно этот падеж используется для обозначения объекта действия и направления действия или движения.
В нашем блоге мы уже смотрели окончания существительных в Винительном падежеНо это было только единственное число.
Сейчас давайте рассмотрим Винительный падеж существительных во множественном числе. 
Употребление Винительного падежа в русском языке (множественное число).

Окончания существительных в Винительном падеже (4) разнообразны. Они зависят от:
- рода существительного (ОН, ОНА или ОНО);
- его окончания в Именительном падеже (1);
- одушевлённости (кто?) или неодушевлённости (что?) существительного. 

Во множественном числе всё легче, чем в единственном, потому что нет разницы в родах (мужской, женский и средний). Разница только в одушевлённости и неодушевлённости. 

Так, у неодушевлённых существительных (кого?) всех родов формы Винительного падежа такие же как и формы Именительного 
   Винительный падеж (4) = Именительный падеж (1)
Я ви́жу столы́, трамва́и, моря́, карти́ны...

Формы Винительного падежа одушевлённых существительных (что?) во множественном числе такие же как и формы Родительного падежа во множественном числе 
   Винительный падеж (4) = Родительный падеж (2)
Я ви́жу друзе́й, люде́й, дете́й... 

Обратите внимание, что на окончание существительных во множественном числе Винительном падеже влияет окончание этих же существительных в единственном числе Именительном падеже (‘начальная форма’).
Именно от ‘начальной формы’ мы и будем смотреть изменения окончаний. 

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
неодушевленные (=что?)
! not changed !
одушевленные (=кого?)
consonant + -ОВ
Ж, Ш, Ч, Щ+ -ЕВ
-Ь - -ЕЙ
-Й - -ЕВ
неодушевленные (=что?)
! not changed !
одушевленные (=кого?)
-А - -Ø
(no ending)
-Я - -Ь
-ИЯ - -ИЙ
-Ь - -ЕЙ
! not changed !
столы (plural) = столы
города (plural) = города
ножи (plural) = ножи
словари (plural) = словари
музеи (plural) = музеи
санатории (plural) = санатории
студент (студенты) студентОВ
учитель (учителя) учителЕЙ
врач (врачи) врачЕЙ
Андрей (Андреи) АндреЕВ

!!! брат (братья) братЬЕВ
!!! друг (друзья) друЗЕЙ
школы (plural) = школы
деревни (plural) = деревни
станции (plural) = станции
площади (plural) = площади
подруга (подруги) подруг
студентка (студентки) студенток
Таня (Тани) ТанЬ
Мария (Марии) МарИЙ
!!! мать (матери) матерЕЙ
!!! дочь (дочери) дочерЕЙ
письма (plural) = письма
окна (plural) = окна
моря (plural) = моря
здания (plural) = здания

Несколько исключений:
!!! соседи - соседЕЙ !!! семьи - семЕЙ
!!! иностранцы - иностранцЕВ !!! сёстры - сестёр
!!! англичане - англичан, граждане - граждан
!!! отцы - отцОВ !!! девушки - девушек
!!! люди - людЕЙ
!!! дети - детЕЙ

Одушевлённые существительные женского (ОНА) и мужского рода (ОН) на -А и -Я теряют свои окончания (появляется окончание ). При этом у большинства существительных на -Я появляется -Ь (вместо -Я). 
Я ви́жу же́нщин и мужчи́н.
Я ви́жу герои́нь. (от ‘герои́ня’)

Одушевлённые существительные мужского рода (ОН) на согласный, -Й и -Ь будут иметь окончания -ОВ, -ЕВ и -ЕЙ (смотрите таблицу )
Я ви́жу бизнесме́нОВ, геро́ЕВ, преподава́телЕЙ...

Одушевлённые существительные женского рода (ОНА) на -Ь в Винительном падеже множественного числа будут оканчиваться на -ЕЙ (также происходит и с существительными мужского рода ;) ).
Я ви́жу лошаде́й. (от ‘ло́шадь’)

Одушевлённых существительных среднего рода (ОНО) не так много в русском языке.
Есть существительные среднего рода (ОНО), которые похожи по окончанию на прилагательные - живо́тное, насеко́мое ... . Эти слова будут изменяться как прилагательные (окончание прилагательный в Винительном падеже смотрите здесь). 
Я ви́жу живо́тнЫХ, насеко́мЫХ.
Есть существительные среднего рода (ОНО), которые оканчиваются на -О и -Е - чудо́вище, ча́до, существо́ ... . Такие слова не будут иметь окончания.
Я ви́жу суще́ств, чад, чудо́вищ. 

Давайте повторим ситуации, в которых употребляется Винительный падеж (4) (в блоге ситуации показаны через вопросы):
  • вопросы КОГО? ЧТО? - для обозначения объекта действия
Кого́ ты встре́тил вчера́ на вечери́нке? → Я встре́тил друзЕ́Й.
Что вы чита́ете по у́трам? → Я чита́ю газе́ты.

В основном употребляется после переходных глаголов (- эти глаголы употребляются с существительным, которые обозначают прямой объект, "пациенс"), таких как:
   вспомина́ть/вспо́мнить to remember 
   встреча́ть/встре́тить to meet
   ви́деть/уви́деть to see
   забыва́ть/забы́ть to forget 
   люби́ть/полюби́ть to love
   слы́шать/услы́шать to hear
а также
   гото́вить/пригото́вить to cook
   де́лать/сде́лать to do
   закрыва́ть/закры́ть to close
   запомина́ть/запо́мнить to memorize
и других.

Винительный падеж в русском языке встречается очень часто, так как очень многие глаголы в русском языке относятся к переходным.
  • вопросы НА КОГО? НА ЧТО? - для обозначения направления действия
На кого́ она́ смо́трит? → Она́ смо́трит на подру́г
На что ты поста́вил кни́гу? → Я поста́вил кни́гу на столы́

Употребляется после глаголов:
   смотре́ть/посмотре́ть to watch, to look
   ста́вить/поста́вить to put (in vertical)
   класть/положи́ть to put, to lay down
  • вопрос КУДА? - для обозначения направления движения
Куда́ ты идёшь? → Я иду́ в магази́ны
Куда́ вы е́здили отдыха́ть ле́том? → Мы е́здили на острова́.

Употребляется после глаголов движения (посмотрите здесь и здесь) ;)
а также:
   приглаша́ть/пригласи́ть to invite
   провожа́ть/проводи́ть to accompany, to see off

Вывод: Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь 
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
Формы Винительного падежа во множественном числе могут быть похожи на формы Именительного или Родительного падежа. 
Так, если существительное одушевлённое (кого?), то Винительный падеж (4) = Родительный падеж (2).
А если существительное неодушевлённое (что?), то Винительный падеж (4) = Именительный падеж (1).

Теперь задания.
1. Составьте фразы со словами
   видеть, студенты
   знать, секретарь
   понимать, языки
   встречать, девушки и парни
   любить, подруги и друзья 
   слушать, родители

2. Откройте скобки в фразах по модели:
Модель: Мы часто встречаем ... (друзья, подруги, профессора).
               Мы ви́дим друзей, подруг, профессоров.
Я люблю ... (дети, собаки и кошки).
Я видела ... (студентки, спортсменки, футболистки).
Он критикует ... (начальники и руководители)
Мы пригласили ... (братья, сёстры, партнёры и коллеги).
Преподаватель учит русскому языку ... (французы, немцы, американцы, турки).

3. Небольшой тест (Проверь себя!). 

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения