Употребление Винительного падежа в русском языке (множественное число)

Винительный падеж (4) считается одним из самых важных падежей в русском языке (и для многих одним из самых сложных =)) ).
Именно этот падеж используется для обозначения объекта действия и направления действия или движения.
В нашем блоге мы уже смотрели окончания существительных в Винительном падежеНо это было только единственное число.
Сейчас давайте рассмотрим Винительный падеж существительных во множественном числе. 
Употребление Винительного падежа в русском языке (множественное число).
Окончания существительных в Винительном падеже (4) разнообразны. Они зависят от:
- рода существительного (ОН, ОНА или ОНО);
- его окончания в Именительном падеже (1);
- одушевлённости (кто?) или неодушевлённости (что?) существительного. 

Во множественном числе всё легче, чем в единственном, потому что нет разницы в родах (мужской, женский и средний). Разница только в одушевлённости и неодушевлённости. 

Так, у неодушевлённых существительных (кого?) всех родов формы Винительного падежа такие же как и формы Именительного 
   Винительный падеж (4) = Именительный падеж (1)
Я ви́жу столы́, трамва́и, моря́, карти́ны...

Формы Винительного падежа одушевлённых существительных (что?) во множественном числе такие же как и формы Родительного падежа во множественном числе 
   Винительный падеж (4) = Родительный падеж (2)
Я ви́жу друзе́й, люде́й, дете́й... 

Обратите внимание, что на окончание существительных во множественном числе Винительном падеже влияет окончание этих же существительных в единственном числе Именительном падеже (‘начальная форма’).
Именно от ‘начальной формы’ мы и будем смотреть изменения окончаний. 

ОН / Masculine
ОНА / Feminine
ОНО / Neuter
неодушевленные (=что?)
! not changed !
одушевленные (=кого?)
consonant + -ОВ
Ж, Ш, Ч, Щ+ -ЕВ
-ЕЙ
-ЕВ
неодушевленные (=что?)
! not changed !
одушевленные (=кого?)
-Ø
(no ending)
-Ь
-ИЯ -ИЙ
-ЕЙ
! not changed !
столы (plural) = столы
города (plural) = города
ножи (plural) = ножи
словари (plural) = словари
музеи (plural) = музеи
санатории (plural) = санатории
студент (студенты) студентОВ
учитель (учителя) учителЕЙ
врач (врачи) врачЕЙ
Андрей (Андреи) АндреЕВ

!!! брат (братья) братЬЕВ
!!! друг (друзья) друЗЕЙ
школы (plural) = школы
деревни (plural) = деревни
станции (plural) = станции
площади (plural) = площади
подруга (подруги) подруг
студентка (студентки) студенток
Таня (Тани) ТанЬ
Мария (Марии) МарИЙ
!!! мать (матери) матерЕЙ
!!! дочь (дочери) дочерЕЙ
письма (plural) = письма
окна (plural) = окна
моря (plural) = моря
здания (plural) = здания

Несколько исключений:
!!! соседи соседЕЙ !!! семьи семЕЙ
!!! иностранцы иностранцЕВ !!! сёстры сестёр
!!! англичане англичан, граждане граждан
!!! отцы отцОВ !!! девушки девушек
!!! люди людЕЙ
!!! дети детЕЙ

Одушевлённые существительные женского (ОНА) и мужского рода (ОН) на -А и -Я теряют свои окончания (появляется окончание ). При этом у большинства существительных на -Я появляется -Ь (вместо -Я). 
Я ви́жу же́нщин и мужчи́н.
Я ви́жу герои́нь. (от ‘герои́ня’)

Одушевлённые существительные мужского рода (ОН) на согласный, -Й и -Ь будут иметь окончания -ОВ, -ЕВ и -ЕЙ (смотрите таблицу )
Я ви́жу бизнесме́нОВ, геро́ЕВ, преподава́телЕЙ...

Одушевлённые существительные женского рода (ОНА) на -Ь в Винительном падеже множественного числа будут оканчиваться на -ЕЙ (также происходит и с существительными мужского рода ;) ).
Я ви́жу лошаде́й. (от ‘ло́шадь’)

Одушевлённых существительных среднего рода (ОНО) не так много в русском языке.
Есть существительные среднего рода (ОНО), которые похожи по окончанию на прилагательные - живо́тное, насеко́мое ... . Эти слова будут изменяться как прилагательные (окончание прилагательный в Винительном падеже смотрите здесь). 
Я ви́жу живо́тнЫХ, насеко́мЫХ.
Есть существительные среднего рода (ОНО), которые оканчиваются на -О и -Е - чудо́вище, ча́до, существо́ ... . Такие слова не будут иметь окончания.
Я ви́жу суще́ств, чад, чудо́вищ. 

Давайте повторим ситуации, в которых употребляется Винительный падеж (4) (в блоге ситуации показаны через вопросы):
  • вопросы КОГО? ЧТО? - для обозначения объекта действия
Кого́ ты встре́тил вчера́ на вечери́нке? → Я встре́тил друзЕ́Й.
Что вы чита́ете по у́трам? → Я чита́ю газе́ты.

В основном употребляется после переходных глаголов (- эти глаголы употребляются с существительным, которые обозначают прямой объект, "пациенс"), таких как:
   вспомина́ть/вспо́мнить to remember 
   встреча́ть/встре́тить to meet
   ви́деть/уви́деть to see
   забыва́ть/забы́ть to forget 
   люби́ть/полюби́ть to love
   слы́шать/услы́шать to hear
а также
   гото́вить/пригото́вить to cook
   де́лать/сде́лать to do
   закрыва́ть/закры́ть to close
   запомина́ть/запо́мнить to memorize
и других.

Винительный падеж в русском языке встречается очень часто, так как очень многие глаголы в русском языке относятся к переходным.
  • вопросы НА КОГО? НА ЧТО? - для обозначения направления действия
На кого́ она́ смо́трит? → Она́ смо́трит на подру́г
На что ты поста́вил кни́гу? → Я поста́вил кни́гу на столы́

Употребляется после глаголов:
   смотре́ть/посмотре́ть to watch, to look
   ста́вить/поста́вить to put (in vertical)
   класть/положи́ть to put, to lay down
  • вопрос КУДА? - для обозначения направления движения
Куда́ ты идёшь? → Я иду́ в магази́ны
Куда́ вы е́здили отдыха́ть ле́том? → Мы е́здили на острова́.

Употребляется после глаголов движения (посмотрите здесь и здесь) ;)
а также:
   приглаша́ть/пригласи́ть to invite
   провожа́ть/проводи́ть to accompany, to see off

Вывод: Чтобы понять падежи в русском языке вам необходимо лишь 
1. запомнить ситуации, когда они употребляются (есть строгая система),
2. правильно менять окончания в словах.
Формы Винительного падежа во множественном числе могут быть похожи на формы Именительного или Родительного падежа. 
Так, если существительное одушевлённое (кого?), то Винительный падеж (4) = Родительный падеж (2).
А если существительное неодушевлённое (что?), то Винительный падеж (4) = Именительный падеж (1).

Теперь задания.
1. Составьте фразы со словами
   видеть, студенты
   знать, секретарь
   понимать, языки
   встречать, девушки и парни
   любить, подруги и друзья 
   слушать, родители

2. Откройте скобки в фразах по модели:
Модель: Мы часто встречаем ... (друзья, подруги, профессора).
               Мы ви́дим друзей, подруг, профессоров.
Я люблю ... (дети, собаки и кошки).
Я видела ... (студентки, спортсменки, футболистки).
Он критикует ... (начальники и руководители)
Мы пригласили ... (братья, сёстры, партнёры и коллеги).
Преподаватель учит русскому языку ... (французы, немцы, американцы, турки).

3. Небольшой тест (Проверь себя!). 

Источник фото: pexels.com.

Комментарии

Популярные сообщения